Пациент скорее мертв?

Американский аналитический портал Business Insider (BI) вогнал очередной гвоздь в крышку гроба официальной рекорд-индустрии. Если верить бизнес-аналитикам, то производство носителей не спасет уже ничего. Даже цифровые продажи.

Материал, озаглавленный лозунгом «CHART OF THE DAY: The Death Of The Music Industry» («ЧАРТ ДНЯ: Смерть музыкальной индустрии»), почти не содержит текста, но зато проиллюстрирован очень многозначительной картинкой. Точнее, текста там ровно на один абзац, который можно пересказать ровно одной фразой: смотрите, чуваки, помирает дедуля. А дальше — кардиограмма этого дедули, а точнее — данные продаж носителей, начиная аж с 1973 года и заканчивая 2010-м. Вот, собственно, этот график.

Для тех, кому вся эта схема кажется немного туманной, поясним. По данным западных аналитиков, рынок музыкальных носителей медленно, но верно идет на спад. Продажа физических носителей мчится в яму, как бобслеист по желобу, а цифровые продажи хоть и занимают все большую долю в объеме прибыли отрасли, но так же движутся к нулю. И проблемы падения прибыли в целом не решают. Причем, все это в Цивилизованном Западном Мире, где пиратство считается зазорным, электронными платежами может пользоваться даже ребенок, а обороты музыкальной индустрии выражаются в таких цифрах, что виснут даже мощные калькуляторы. Товар есть, а вот деньги за него нести не торопятся. Наоборот, доля расходов на покупку музыки неуклонно падает. И бодрым оптимистическим предсказаниям по поводу дивного нового цифрового мира впору сменяться некрологами.

Впрочем, надо признать, что сама индустрия шла к этому коллапсу семимильными шагами. Расцвет радиовещания, музыкального телевидения, а чуть позже и Интернета с его свободным обменом файлами, стриминговым аудио и расцветом видеохостингов, привел к тому, что в других отраслях промышленности называется кризисом перепроизводства. Музыки стало так много и она принялась атаковать потребителя так активно, что, похоже, сам потребитель решил бежать от этого стозевного чудища.

Если раньше выход пластинки любого исполнителя воспринимался как культурное событие, то сегодня это — лишь пара строчек в газете. Музыкальная индустрия превратила музыку в белый шум, в нечто назойливое, постоянное, но не требующее внимания. Герои года скукожились до героев мгновенья, а количество людей, выбирающих музыку в качестве маркера своего стиля жизни или собственного философского ярлыка, стало стремительно сокращаться. Пластинка, альбом, диск — вещи, которые раньше были желанным и обязательным фетишем,- стали предметом коллекционирования, но ушли из области продукции массового спроса. Сама индустрия похоронила интерес к пластинкам у массового покупателя, сначала введя правило нескольких «альбом = пара хит-синглов + гора мусора», а потом, сделав ставку на продажу отдельных треков через интернет и мобильные устройства.

Попытки свалить все на пиратов, конечно, имеют под собой некоторые основания. Но речь в графике BI идет о странах с высокой потребительской культурой, где уважение к частной собственности, в том числе и интеллектуальной, традиционно выше, чем в нашей стране или в том же Китае. И продажи падают именно там, потому что у нас они по большому счету и не начинались. Популярная музыка, которое в свое время была самым доступным и массовым удовольствием, выродилась в нечто само собой разумеющееся и не требующее оплаты. Зачем покупать чей-то альбом, если в любой точки планеты можно слушать радио в мобильном телефоне? Или воспользоваться услугами стриминговых сервисов, а то и вовсе заняться перебором клипов на YouTube, который почти похоронил общедоступные музыкальные каналы вроде MTV. На то, чтобы послушать музыку в любой точке планеты больше не надо тратить усилия, а самое главное — деньги. Не говоря уж о том, чтобы захламлять квартиры коробками с дисками или конвертами с грампластинками. Носители мертвы. Момент, когда нынешний график BI упрется в ось абцисс, приближается с неумолимостью курьерского поезда. И даже гигантские мейджор лейблы вроде EMI со временем превратятся в нечто, напоминающее спившихся спортсменов, звенящих в барах своими медалями и выпрашивающих у посетителей пару долларов на стаканчик виски во имя вчерашних заслуг.