Осторожно! Клоны породили трибьют
Секрет успеха любого шоу – громкое имя. Стоит в афишу поместить фото знаменитости, как билеты начинают разлетаться со скоростью ветра. Чем не благодатная почва для лохотрона?
Студента из Казани Дмитрия Кирилина можно назвать меломаном. Его страстью стал рок, причем во многих его направлениях. Чтобы попасть на концерт какой-нибудь любимой группы, он готов выложить все свои деньги. Совсем недавно Дмитрий увидел афиши с надписью «Kiss». Этот легендарный американский коллектив, основанный еще в 1973 году, быстро завоевал мировую популярность – возможно, благодаря фееричному шоу, которое они устраивают на всех своих концертах. Разукрашенные в черные и белые цвета лица и высунутый длинный язык солиста знакомы всем – это что-то вроде визитной карточки группы.
Конечно же, на афишах, расклеенных по всей Казани, музыканты «Kiss» были во всей красе. С учетом того, что столица Татарстана давно принимает у себя артистов самого высокого полета и горожан уже ничем не удивишь, у Дмитрия даже в мыслях не было, что здесь что-то не чисто.
– Я был несказанно рад, когда у меня в руках уже лежал билет группы «Kiss», – рассказывает парень. – Мне, конечно, показалось странным, что билеты были такими дешевыми – свой я купил за 800 рублей. И площадка для легендарной группы была выбрана очень маленькая. Но тогда значению этому я не придал, был в предвкушении шоу. Когда дома слушал их записи, я и подумать не мог, что наступит день, когда смогу увидеть кумиров живьем, а тут такое счастье…
Но уже через пару дней после покупки билета пришло горькое разочарование. На официальном сайте группы про выступление в Казани нет ни строчки. В графике гастролей вообще Россия не значилась. А кто же тогда будет выступать на сцене «УНИКСа»? Ответ нашелся на одном из форумов. Оказывается, надпись «Forever band», которая на афишах расположена под логотипом «Kiss», вовсе не слоган, а название трибьют-группы, которая ездит по городам со своей пародией на знаменитых рокеров.
– Я не стану возвращать билет, хоть и очень жалею потраченных денег, – делится с «МТ» Дмитрий. – Мне сейчас просто интересно посмотреть, на что похожи эти пародисты. Надеюсь, петь хотя бы будут вживую, иначе я сам лично найду где-нибудь тухлый помидор и кину в них.
Фанаты не отличат
Трибьют-коллективы довольно распространены за рубежом. Для России это явление относительно новое. И пока их выступления чаще всего заканчиваются скандалами. «МТ» связалось с Павлом Атапиным – руководителем одного питерского концертного агентства, которое уже около года специализируется исключительно на трибьютах.
– Мы представляем трибьюты «Queen», «Pink Floyd», «Aerosmith», «Metallica», Рианны, Мадонны, Майкла Джексона, Леди Гаги, Элтона Джона и многих других, – говорит Павел. – Это не какие-нибудь низкопробные пародии, а настоящие шоу. Иногда даже ярые фанаты не могут отличить их от своих кумиров. Но мы всегда строго следим, чтобы промоутеры никогда не пользовались этим и не обманывали зрителей.
Однако как можно следить, что делается в Казани, когда ты сидишь в офисе в Санкт-Петербурге? На самом деле основная цель концертного директора, коим и является Атапин, – получить с промоутеров (читай – организаторов) деньги, и неважно каким способом. А запросы далеко не скромные. Трибьют-коллективы, как правило, не настроены приезжать в один и тот же город больше одного раза, поэтому о качестве выступления также никто не заботится.
Через труп
Чуть больше недели назад в Казани с успехом прошло выступление легендарного «Гранд оркестра Поля Мориа». Сам знаменитый французский дирижер, аранжировщик и композитор, знакомый своими саундтреками к десяткам кинофильмов, телевизионным передачам, умер в 2006 году. Его оркестр официально уже не существует. Но приехавшие в столицу Татарстана музыканты набрали полный зал «Пирамиды»– 2200 человек.
Жан-Жак Жустафре, руководитель данного коллектива, использует имя Поля Мориа, хотя не является даже учеником основателя оркестра, чьи пластинки расходились по СССР миллионными тиражами. Нет, обозвать его мошенником язык не поворачивается. Он просто бизнесмен, который предлагает очень качественный продукт, продаваемый под не совсем законным лэйблом.
Жена Поля Мориа Ирен выступила прошлой осенью с официальным заявлением, где дала разъяснение по данному вопросу: «В последнее время некоторые средства массовой информации заявляют о том, что дирижер Жан-Жак Жустафре – преемник моего мужа. Эта информация не соответствует действительности. Месье Жустафре не был учеником или последователем моего мужа».
По словам Ирен Мориа, лишь однажды после смерти мужа она дала согласие на последнее выступление оркестра, которое прошло в Японии. Тогда держать дирижерскую палочку она поручила Жустафре. «Я была очень удивлена, когда узнала, что Жан-Жак Жустафре объявил гастроли своего оркестра по России, странам СНГ, Балтии и в Китае, и его оркестр рекламируется как «Гранд-оркестр Поля Мориа», – возмущалась Ирен.
Но казанской интеллигенции закулисные разборки неведомы. Люди покупают билеты на имя, а не на содержание. Они готовы часами рукоплескать и стоя вызывать на бис артистов, тем самым как бы оправдывая те 3 тысячи рублей, которые были вынуждены выложить за липовый оркестр. Интересно, были бы такие же овации, если бы эти же мелодии с не меньшим качеством играл, скажем, Симфонический оркестр Республики Татарстан?
Российское авторское общество, которое следит за тем, чтобы все авторы музыкальных произведений получали положенные им отчисления за каждое исполнение их работ, концерт «Поля Мориа» не оставило без своего внимания.
По данным организации, никаких нарушений с гонорарами не было, а что касается незаконного использования имени – это вопрос, которым положено заниматься совсем другим ведомствам.
Обещали одних, привезли других
Неплохо можно заработать и на имени живых звезд. Это показал скандал, который произошел 1 марта с постановкой «Однажды в Греции» в исполнении «артистов московского театра». Около месяца в городе висели афиши, анонсирующие приезд на спектакль Жигунова и Удовиченко.
Билеты продавались по цене от 600 до 2000 рублей, и их раскупили довольно быстро. Только вот сами звезды в Казань не приехали. Вместо них на сцену вышли малоизвестные актеры. За несколько минут до начала спектакля у кассы выстроилась очередь. Люди просили вернуть деньги.
Всего сдали билеты более 50 человек. По словам казанских организаторов, они сами оказались «заложниками ситуации». Московские продюсеры обещали одних, а привезли других. Сами Жигунов и Удовиченко и не знали, что где-то рекламируется спектакль с их участием, в котором они ни разу не играли и не собираются.
МТ-МНЕНИЕСергей КУЗЬМЕНКО, певец, исполняющий каверы Виктора Цоя: – Я живу в США и успешно выступаю как со своими песнями, так и с песнями группы «Кино». Здесь всегда аншлаг, люди остаются рады, что с помощью меня им удается на миг вернуться в те времена, когда слушали живого Цоя. Ничего кроме благодарностей я не слышал. А с выступлениями в России всегда проблемы. К примеру, в прошлом году я хотел приехать в Казань, но местные организаторы не осмелились, испугались, что настоящие фанаты группы «Кино» на меня не пойдут из принципа. Я так не считаю, но можно сказать, что российский рынок пока морально не готов к трибьютам.
В нюансах трибьюта разбирался
Ильдус ШАКИРЗЯНОВ
Источник: moltat.ru