«Мимино» не Intel. Какая связь?
Российская компания, назвавшаяся именем известнейшего американского производителя компьютерных компонентов Intel, попыталась сделать слово «мимино» своим брендом. Среди доводов были ссылки на опыт Грузии и ряда других стран, утверждения о том, что Георгий Данелия с коллегами не придумывал это слово, а также его возможная связь с названием древнего баскского танца, олицетворяющего солнце и соколов – символов победы, свободы, освобождения от оков.
Предыстория вопроса и аргументы заявителя
Поводом для разбирательства в Палате по патентным спорам стала позиция Роспатента, который откзал российской компании «Интел», которая занимается оптовой торговлей напитками и продуктами питания, в регистрации товарного знака «Мимино». Компания хотела зарегистрировать его в отношении товаров 32 и 33-го классов МКТУ (пиво, минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки, фруктовые напитки и соки, сиропы и составы для изготовления напитков, алкогольные напитки). Заявка была подана 4 февраля 2010 года, 30 августа 2011 года Роспатент вынес отказное решение.
Оно было основано на заключении экспертизы. «Заявленное обозначение представляет собой название советского комедийного художественного фильма «Мимино» режиссера Георгия Данелия», — сочли эксперты и отметили, что оно способно ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров, а это противоречит общественным интересам. Кроме того, в заключении экспертизы говорилось и об отсутствии согласия правообладателя фильма на регистрацию заявленного бренда.
Компанию «Интел» такой результат не устроил, и 15 февраля 2012 года она обратилась в Палату по патентным спорам с возражением на решение Роспатента. Заявитель попытался убедить членов коллегии в том, что обозначение «Мимино» не является результатом творческой деятельности создателей одноименного фильма, а всего лишь образовано с помощью транслитерации буквами русского языка лексической единицы грузинского языка მიმინო — сокол. Слово «Мимино» является грузинским именем, то есть не было придумано автором сценария или режиссером в связи с созданием художественного фильма, говорили в компании и ссылались на опыт Армении, Грузии, Украины, Белоруссии, где аналогичное обозначение зарегистрировано в качестве товарных знаков. При этом в своем возражении представители «Интела» заверяли, что «заявитель не пытается использовать известность и популярность лирической комедии и образы отдельных героев для формирования определенного уровня потребительского спроса и повышения узнаваемости продукции».
Еще один довод «Интел» заключался в том, что у потребителей не возникнет никаких ложных ассоциаций между его товарами и художественным фильмом вкупе с участвовавшими в нем героями. Для подтверждения этого аргумента были приведены следующие слова: «демонстрация фильма никогда не сопровождалась промоакциями алкогольной продукции, маркированной заявленным обозначением».
А свою заинтересованность в бренде «Мимино» представители «Интел» обосновали тем, что компания уже заключила договор с испанским производителем, который будет заниматься выпуском напитков в Испании, при этом название «Мимино» должно «связать историю происхождения басков с кавказскими народами». «В частности, слово «мимино» может быть связано с названием древнего баскского танца, в котором танцоры символизируют солнце и соколов – символов победы, свободы, освобождения от оков», — говорилось в возражении.
Позиция Палаты по патентным спорам
Палата по патентным спорам не согласилась с одним из аргументов экспертов, которые легли в основу решения Роспатента, а именно с доводом об отсутствии согласия правообладателей фильма «Мимино». По мнению членов коллегии палаты, оно не может являться основанием для отказа в регистрации спорного товарного знака. «В компетенцию палаты по патентным спорам не входит отнесение того или иного объекта к объектам авторского права путем оценки его творческого характера. Коллегия не может сделать однозначный вывод о том, что слово «мимино» является таким объектом, и что его регистрация в качестве товарного знака повлечет за собой столкновение прав и интересов других лиц», — объясняется в заключении, опубликованном на прошлой неделе.
Однако зарегистрировать бренд «Мимино» компании «Интел» все-таки не удалось. В Палате по патентным спорам сочли обоснованным вывод экспертизы о том, что регистрация такого бренда противоречила бы общественным интересам. «Использование слова «Мимино» наделяет заявителя необоснованными преимуществами перед другими субъектами хозяйственной деятельности в области производства алкогольных и безалкогольных напитков путем использования репутации известного фильма, вызывая в сознании потребителя положительные ассоциации, связанные с героем этого фильма», — объяснили члены коллегии, вынося отказное решение по возражению компании «Интел».
***
Компания «Интел» занимается оптовой торговлей напитков, кондитерских изделий, морепродуктов, мяса, фруктов, овощей, табачных изделий. На ее имя зарегистрировано несколько товарных знаков, таких, например, как «Солнечный город» (388949), «Дороги, которые мы выбираем» (348162), Chantal (349691), Grandi Corsi (407236) и другие.