«Блинофф vs Блинкoff»

Палате по патентным спорам пришлось разрешить конфликт между двумя компаниями-конкурентами, развивающими в России сети блинных. Пытаясь обеспечить гарантии регистрации собственного бренда «Блинкоff», компания «Система БИТ-2000» попыталась лишить ООО «Юниверфуд» прав на бренд «Блинофф». А в ответ получила обвинения в недобросовестной конкуренции.

Спор в Палате по патентным спорам разгорелся из-за товарного знака «Блинофф», который был зарегистрирован на имя екатеринбургской компании «Юниверфуд» (сеть «Блинофф») в мае 2005 года. Тогда бренду (№289050) была предоставлена правовая охрана в отношении товаров и услуг 29, 30, 32, 33, 35, 43-го классов МКТУ, в том числе в отношении закусочных, ресторанов и пр. Оспорить эту регистрацию попыталась в январе текущего года московская компания «Система БИТ-2000», владеющей ресторанной сетью «Блинкофф», говорится в материалах Палаты по патентным спорам.

«Система БИТ-2000» ссылалась на то, что бренд «Блинофф» в целом не обладает различительной способностью». «Оспариваемый знак указывает на вид товаров, поскольку включает в свой состав словесный элемент «Блин» и натуралистическое изображение блина. Кроме того, «слово «блин» широко используется различными производителями в организациях общественного питания», аргументировала свою позицию «Система БИТ-2000» и добавля, что правообладатель «не представлял доказательств приобретения различительной способности слова «блин» в результате его использования».

Примечательно, что в августе 2011 года «Система БИТ-2000» подала заявку на регистрацию похожего знака — «Блинкоff» в отношении 43-го класса услуг МКТУ (те же закусочные и пр.). Эта компания явно заинтересована в прекращении охраны бренда конкурента — «Блинофф», так как в противном случае добиться защиты собственного знака маловероятно. Юрист компании «Система БИТ-2000» Вероника Гусева объясняет подачу возражений против охраны бренда «Блинофф» спустя 7 лет после его регистрации тем, что это было сделано в тот момент, когда о существовании этого бренда узнали в компании.

В «Юниверфуд» с этим не согласны. «Факт подачи возражения направлен на легализацию противоправных действий, имеющих явные признаки недобросовестной конкуренции», — говорилось в отзыве компании в Палату по патентным спорам. По данным «Юниверфуда», «Система БИТ-2000» через принадлежащие ей фирмы, созданные в 2010 году, начала открывать такие же заведения под брендом  «Блинкоff», в тех же самых местах, где находятся объекты сети «Блинофф», вводя потребителей в заблуждение.

Что касается аргументов «Система БИТ-2000» относительно того, что «юниверфудовский» знак «Блинофф» не имеет различительной способности, то «Юниверфуд» противопоставили им такие доводы: он «является единым и неделимым словом «Блинофф» имеет вымышленный характер и характерное графическое исполнение.

В результате Палата по патентным спорам сочла доводы ООО «Система БИТ-2000» неубедительными. В частности, там обратили внимание на неочевидность деления спорного знака на две части («Блин» и «офф»). «Обозначение «Блинофф» может быть воспринято как воспроизводящее фамилию человека в оригинальном написании на немецкий лад, поскольку оспариваемый товарный знак представляет собой вымышленное слово, не имеющее конкретного лексического значения. Графическое решение контура буквы «О» в виде неровных краев блина, ассоциируется с блинами, однако не указывает прямо на вид, назначение товаров или услуг», — говорится в заключении коллегии. На основании этого «Системе БИТ-2000» было отказано в удовлетворении ее требований признать регистрацию спорного знака «Блинофф» недействительной. Ее юрист сообщил «Право.Ru», что компания будет оспаривать это решение в судебном порядке.

*****

«Юниверфуд»  занимается ресторанным бизнесом с 2003 года. Владеет сетями соковых баров «Джусмастер», пиццерий американского формата «Американ хот пицца», сетью русских блинных «Блинофф», пивными ресторанами «Дas Колбаs» и другими.

ООО «Система БИТ-2000» занимается организацией ресторанного бизнеса с 1999 года. Основным направлением  является развитие сети под такими торговыми марками: «КофеТун-СушиТун», «Марше», «Чао Бимбо», «КазаНостра», «Дива», «Блинкофф», «Дон Марше», «Пицца Миа», «Кремлевский Экспресс», «Пивной Легион.