Что такое «Кейсы» и откуда они взялись?

Лучшие школы бизнеса уже давно и успешно используют в процессе обучения так называемые кейсы — описания реальных ситуаций, сложившихся в ходе работы той или иной компании. Студентам предлагается попробовать свои силы в диагностике бизнес-проблем и поиске стратегических решений. Преподаватели бизнес-школ самостоятельно выбирают кейсы, которые они предлагают решить студентам, при этом учебные заведения платят издателям учебных материалов за каждого студента, использовавшего кейс во время учебы.

Конкуренты отправились в погоню

 Самым крупным издателем подобного рода учебных материалов остается Гарвардская школа бизнеса, которая, по ее собственным данным, в 2011 г. продала права на использование 8,5 млн кейсов.

Но в последние годы все большую активность на этом рынке проявляют ее конкуренты — другие известные бизнес-школы.

Колумбийская школа бизнеса начала производство собственных кейсов в 2007 г., а в 2011 г. предложила их на открытом рынке. Каталог Колумбийской школы (его назвали CaseWorks) пока невелик. Он насчитывает около 300 описаний реальных бизнес-ситуаций, примерно треть из них доступна внешним учебным заведениям. Поступления от их продаж Стивен Зельдес, академический директор CaseWorks, пока называет «тонкой струйкой».

Школа бизнеса Darden Вирджинского университета начала продавать кейсы, написанные ее профессорами, еще в 2004 г., но сколь бы то ни было заметных финансовых результатов достигла лишь пару лет назад, отметил Стив Момпер, директор издательства Darden Business Publishing. В 2010 г. рост продаж кейсов составил 12%, а в 2011 г. — уже 15%. Внешние покупатели (в основном из числа бизнес-школ) в 2011 г. приобрели 456 000 прав на использование кейсов Darden в учебном процессе. Собственным профессорам Darden предоставляет учебные материалы бесплатно, а, для сравнения, преподаватели Гарварда за использование гарвардских же кейсов вынуждены платить.

Необычная конкуренция

 С одной стороны, издатели бизнес-кейсов жестко конкурируют друг с другом, но с другой — вынуждены сотрудничать, предлагая своим покупателям учебные материалы, подготовленные в других университетах. В результате большинство клиентов могут удовлетворить все свои потребности в учебных материалах буквально у одного-двух крупных провайдеров. Эти же провайдеры привлекают львиную долю потенциальных авторов бизнес-кейсов, поскольку могут обеспечить более широкое распространение, а значит, и более высокие авторские гонорары.

Позиции новичков на этом рынке вовсе не безнадежны, утверждает Момпер, особенно если им удастся спозиционировать себя в качестве экспертов в одной или нескольких узких дисциплинах. Не стоит вести войну с превосходящими силами противника одновременно на всех фронтах, советует он.

Рынок меняется

 Ситуация на рынке может значительно измениться. Примерно пять лет назад Гарвардская школа бизнеса начала производить не просто описания ситуаций на нескольких листах бумаги, а электронные, интерактивные приложения, в том числе онлайновые ролевые игры. В самом популярном на сегодняшний день из 14 предлагаемых интерактивных продуктов Гарварда команда студентов моделирует восхождение на гору Эверест.

Выручка от продаж таких приложений пока относительно невелика, но они в среднем стоят втрое дороже, чем обычные «бумажные» кейсы, и их популярность быстро растет. В 2010 г. продажи приложений выросли вдвое, а в 2011 г. — еще на 37%, сообщила Моурин Бетсес, вице-президент подразделения высшего образования в Harvard Business Publishing.

Ни сами издатели, ни их дистрибуторы не сообщают показателей объемов продаж. Растет интерес и к так называемым коротким кейсам — предельно кратким описаниям бизнес-проблем объемом три-четыре машинописных страницы, предназначенным для тех, кто совмещает работу и учебу или обучается заочно. Традиционные описания бизнес-ситуаций обычно бывают в несколько раз длиннее.

В 2011 г. канадская школа бизнеса Richard Ivey стала распространять свои краткие кейсы через онлайн-магазин iTunes компании Apple. Купить их там могут не только представители учебных заведений, но и обычные читатели. European Case Clearing House (ECCH), общественная организация, занятая изданием кейсов в британской школе бизнеса Cranfield, утверждает, что 80% ее продаж в 2011 г. составили различные электронные продукты, не уточняя, какие конкретно. Она же ищет относительно новые каналы распространения среди корпоративных клиентов. И если учебным заведениям ECCH предлагает электронные версии кейсов по $3,15, то корпоративным клиентам — по $6. Пока на корпоративных клиентов приходится лишь 5% продаж, но за ближайшие пять лет ECCH планирует увеличить эту долю до 25%.

Еще один относительно новый сегмент рынка — учебные заведения развивающихся стран: Индии, Китая, Латинской Америки, где метод обучения на основе обсуждения реальных ситуаций стал применяться относительно недавно. Пока большинство издателей готово давать учебным заведениям из развивающихся стран серьезные (вплоть до 80%) скидки, утверждают их представители.

WSJ, 1.03.2012, Мария Подцероб