Интервью Полномочного представителя Российского Авторского Общества в УрФО и Пермском крае Алексея Звонарёва информационно-аналитическому агентству «УралБизнесКонсалтинг»
— Алексей Михайлович, проясните, пожалуйста, ситуацию вокруг екатеринбургского кинотеатра «Салют»: почему кинотеатр, приобретая права на прокат, должен также выплачивать вознаграждение авторам музыки к фильму?
— Вначале позвольте поблагодарить вас за стабильный интерес, который проявляет ваше агентство к теме защиты авторских прав. Что же касается вопроса, то Гражданский кодекс РФ (статья № 1263) предусматривает отдельное вознаграждение для композиторов. Эта история длится еще со времен немого кино, когда фильм озвучивал тапер, — понятно, что это были разные произведения. Поэтому еще с тех пор осталась традиция: музыкальные произведения, которые либо используются в фильме, либо специально для него написаны, идут особняком. Это даже не с точки зрения закона, а с точки зрения человеческого восприятия. Безусловно, создатели фильма платят авторам музыки. Но фильм — это произведение долгоиграющее, его используют многократно. И авторы фильма впоследствии получают и получают прибыль от его проката. Так и автор музыки к фильму сохраняет право на вознаграждение.
— Это касается и отечественных, и зарубежных композиторов?
— Мы живем в России и руководствуемся своими законами, которые действуют у нас. Представьте, что к нам приезжает гражданин другой страны и начинает делать все, что ему заблагорассудится, доказывая при этом, что законы РФ к нему отношения не имеют. Это нормально? Примерно это пытаются сейчас доказать в судах наши визави, убеждая нас, что на зарубежных композиторов наши законы не распространяются и им не должно выплачиваться авторское вознаграждение. На мой взгляд, та история своего рода информационный пузырь. Отмечу, что помимо «Салюта» в Екатеринбурге мы сейчас ведем судебные процессы по сети «Премьер-зал».
— Как происходит передача денег зарубежным авторам и исполнителям? У РАО есть прямые договоренности с правообладателями?
— Система авторских прав одинаково выстроена во всем мире. РАО — это не что-то вновь выдуманное, эта организация существует больше ста лет под разными названиями. И мы связаны договорами со своими партнерами по всему миру: такие общества, как РАО, есть во всех цивилизованных странах. Естественно, у нас нет прямых договоров с иностранными авторами — мы взаимодействуем с организациями, у которых они есть и которые, в свою очередь, собирают авторское вознаграждение в своих странах для наших авторов и перечисляют его нам, а мы уже здесь его выплачиваем нашим авторам.
— Какова законодательная база в системе защиты интеллектуальных прав?
— Основные нормы прописаны в Гражданском кодексе, но помимо этого есть подзаконные акты. Например, есть действующее постановление правительства, которое устанавливает ставки авторского вознаграждения. В этом постановлении речь идет о 3% от валового сбора за проданные билеты. Но у РАО ставки гораздо ниже — стандартная ставка составляет 1,2%, также есть система снижения. Но если кинотеатр не заключил договор с РАО, то с него мы взыскиваем в судебном порядке как раз 3%, потому что наши ставки применяются только для тех, с кем у нас есть договорные отношения. Так, у нас не заключен договор с «Салютом» — дирекция кинотеатра стоит на совершенно непонятной для меня позиции, хотя уже по всей стране кинотеатры заключают договоры с нами. В «Киноальянсе» уже поняли, что бороться с РАО бесполезно, что есть закон. Теперь «Киноальянс» добивается снижения ставок. И только один «Салют» не согласен с требованиями закона.
— Алексей Михайлович, многие предприниматели недовольны тем, что им приходится платить за право включать в публичных заведениях радио. Какие законодательные нормы объясняют эту практику?
— В нашем законодательстве есть конкретная норма — это 1270-я статья ГК, в которой речь идет о публичном исполнении произведений, включая те случаи, когда это происходит с использованием радио. Таким образом, закон устанавливает, что непринципиально, что звучит в кафе и ресторанах: живая музыка, или играет диск, или включено радио — это все публичное исполнение произведений. И на это нужно иметь разрешение. Раньше бытовало такое мнение: вроде бы радиостанции выплачивают авторское вознаграждение, следовательно, взимание денег с владельцев кафе и ресторанов — это двойная оплата за одно и то же. Это заблуждение. Радиостанции действительно выплачивают авторское вознаграждение и получают разрешение на сообщение музыки в эфир. Но это один вид права авторов на использование. Когда необходимо сделать произведение доступным для восприятия в публичном месте — это уже иной вид права. И лицо, которое таким образом использует произведение, тоже другое — это не владелец радиостанции, это владелец кафе. Поэтому ни о каком двойном, тройном или пятерном взимании денег за одно и то же речи не идет. При этом не имеет значения, есть ли у пользователя цель извлечения дохода. Но если мы говорим о субъектах предпринимательской деятельности, то совершенно очевидно, что при помощи публичного исполнения музыки еще и извлекается доход. Действительно, к нам часто приходят владельцы ресторанов и начинают возмущаться. Ну, так в чем вопрос — просто не подписывайте никакие договоры, выключите радио, и все — проблема с авторскими правами исчезнет. Но ведь никто не выключает, значит, в таком использовании произведений владельцы заинтересованы.
— Каковы ставки за публичное исполнение музыки и как они рассчитываются? Должен ли владелец кафе платить за каждую радиостанцию в отдельности?
— Ставки небольшие, особенно по сравнению с ответственностью за нарушение авторских прав. Заключая с нами договор, предприниматель получает право — именно право — публичного исполнения произведений. Мы это право предоставляем, а размер вознаграждения не зависит от объема использования произведений. Хоть 20 радиостанций включите или 5 оркестров и 50 магнитофонов поставьте — ставка от этого не изменится. Размер платы зависит от количества посадочных мест в кафе. Например, базовая ставка для бара (от 1 до 20 посадочных мест) составляет 58 рублей за место в месяц. Для Екатеринбурга применяется понижающий коэффициент (город с населением менее 2 млн. человек), поэтому итоговая плата за месяц составит 1080 рублей.
— А какая ответственность за нарушение?
— Например, в кафе прозвучало одно произведение — у него есть автор музыки и автор текста. По Гражданскому кодексу компенсация одному автору не может составлять менее 10 тысяч рублей, больше может быть. Исковые требования РАО рассчитываются из суммы 15 тысяч рублей одному автору. Соответственно, одно произведение — это иск в 30 тысяч рублей. И так далее.
— То есть у вас есть какой-то штат? По кафе и ресторанам ходят люди и проверяют?
— Да, именно так. Но, естественно, они не просто так ходят. Сначала направляется уведомление, ведется разъяснительная работа о необходимости соблюдать закон. Это обязательный порядок. Но, как правило, к сожалению, когда мы начинаем предъявлять претензии (уже после того, как зафиксировали правонарушение), предприниматели заявляют, что их никто не предупреждал. Между тем известно, что незнание законов не освобождает от ответственности.
— Каков штат РАО?
— На весь УрФО и Пермский край нас 32 человека. Мы, конечно, некоммерческая организация, но понятие рентабельности нам не чуждо. Условно говоря, нас «содержат» авторы — мы собираем для них авторское вознаграждение, и часть средств остается в соответствии с нормами ГК РФ на деятельность РАО. И в некоторых районах УрФО, например в ЯНАО, наша деятельность нерентабельна. Поэтому приходится находить способы — кстати, успешно — для того, чтобы минимизировать расходы и, тем не менее, добиваться соблюдения закона. Да, хотелось бы больше людей, но приходится обходиться таким количеством, больше нам бюджет не позволяет. Поэтому повышаем эффективность за счет качества работы тех, кто есть.
— После фиксации правонарушения вы идете в суд?
— Сейчас мы чаще стали договариваться в досудебном порядке. По Екатеринбургу у нас в данный момент более ста судебных дел, но нельзя не отметить, что у большинства заведений общепита есть с нами лицензионный договор.
— Помимо работы кинотеатров и кафе, какие сферы применения авторского права вы еще контролируете?
— Концертную деятельность — здесь тоже сплошь и рядом происходят нарушения. Лицо, которое организует концерт, обязано выплачивать и авторское вознаграждение. Довольно часто, увы, организаторы стараются от этого уклониться. Однако сейчас ситуация меняется. В первую очередь потому, что следить за соблюдением закона РАО помогают правоохранительные органы, которые стали возбуждать уголовные дела в отношении таких пользователей. В частности, в Новосибирске сейчас возбуждено 5 уголовных дел в отношении одного организатора концертов.
Здесь, в Екатеринбурге, мы практически закончили сбор доказательств и подготовку к обращению в прокуратуру для привлечения к ответственности наших местных организаторов. В феврале направим это заявление.
— Таким образом, организаторы концертов должны заплатить и самому выступающему, и сделать отчисления в РАО?
— Права исполнителя и права автора — это две разные вещи. Даже если исполнитель сам является автором своей музыки и песен, его авторские права, которые закон защищает, никуда не исчезают. Конечно, организатор может урегулировать этот вопрос напрямую, заплатив автору, но обычно этого не происходит. Существует такая точка зрения, причем ее формируют усиленно, чтобы культивировать негативный образ РАО: якобы такие исполнители поголовно отказываются от авторского вознаграждения, которое выплачивается им через РАО.
Это в корне неверно. Например, певица Максим никогда не пишет отказов. И можно назвать много других авторов-исполнителей, которые принципиально не отказываются от авторского вознаграждения на своих концертах.
— Ну, все-таки, есть те, кто отказывается?
— Да, отказы бывают. Как правило, такие отказы согласовываются еще до начала тура. Случается, и непосредственно на концерте. Чаще это происходит, когда сборы за концерт оставляют желать лучшего, и автор идет навстречу организаторам. Понятно, что называть имена в этом случае было бы некорректно.
— Все ли композиторы, исполнители, звезды эстрады заключают договор с РАО? Или есть те, кто не пользуется вашими услугами?
— Как правило, да, все являются членами РАО, за редким исключением. Но есть еще один момент. В 2008 году появилось такое понятие, как аккредитованная государством организация. Именно такой организацией является РАО. Аккредитованная структура управляет правами и тех, кто ее уполномочил на это, заключив с ней договор, и тех, кто не уполномочил. Почему это делается? Есть императив, 1229-я статья Гражданского кодекса — нельзя использовать произведение без разрешения правообладателя. В отсутствие возможности получить максимально широкое разрешение в максимально короткие сроки, нарушителями закона были бы все пользователи автоматически. Поэтому и существует аккредитованная организация, которая выдает разрешение на использование произведений, а также защищает права авторов.
Если автор не является членом РАО, то закон обязывает нас его найти и выплатить авторское вознаграждение. Мы не управляем правами только тех, кто пришел и изъял из нашего управления свои права. Их имена мы сразу вывешиваем на нашем сайте. Очень часто в прессе встречается, что такая система — это чуть ли не ноу-хау российского законодательства. Абсолютно нет.
Практически во всем мире управление правами на публичное исполнение произведений монополизируется в руках одной организации в интересах авторов. В Италии, например, как и в России, одна организация — СИАЕ, которая еще в 1963 году была признана Конституционным судом как общественно полезная монополия. Другой подход приводит к конкуренции тарифов между организациями и никак не идет на пользу авторам.
— В связи со вступлением России в ВТО ужесточится ли законодательство в сфере авторских прав?
— Некоторые изменения уже произошли. В частности, передача дел из судов общей юрисдикции в арбитражный суд как раз связана с тем, что Россия вступила в ВТО. У ВТО было требование об усилении авторского законодательства, в результате чего у нас создаются суды по интеллектуальной собственности. Кроме того, сейчас упростилась сама схема предъявления судебных исков: мы идем в суд и подтверждаем свое право на обращение в суд только свидетельством об аккредитации. В целом вся система взаимодействия с мировым сообществом у нас выстроена, хромает только практическая реализация, и претензии к нам предъявляют не в части законодательства, а в части его исполнения. Законы в сфере авторских прав у нас нормальные, и судебная практика, так или иначе, складывается в пользу авторов. Но что касается соблюдения авторских прав — мы в России живем, и у нас пока не принято решать вопросы с правообладателями в должной мере. Поэтому все сейчас зависит от нашей активности. Между тем СИЗАК, международная конфедерация, которая объединяет авторские общества всего мира, отмечает, что на фоне того, как другие общества уменьшают объем финансовых поступлений из-за кризиса, РАО из года в год их увеличивает. То есть мы отправляем своим партнерам все больше и больше авторского вознаграждения. Можно, конечно, говорить, что вот, мол, мы иностранцев кормим, однако все в руках пользователей. Что называется, поддерживайте «местного производителя», используйте больше наших произведений, и мы с удовольствием будем распределять больше нашим авторам.
— Это означает, что и нарушений много?
— Наоборот, нарушений становится меньше: если у нас увеличиваются сборы, следовательно, мы заключаем больше договоров. Я часто слышу претензии к РАО, якобы у нас непрозрачная схема сбора денег. На самом деле все просто: если речь идет о зарубежных авторах, то мы перечисляем средства не конкретному лицу, а в организацию, которая занимается управлением правами этих авторов. И она уже распределяет деньги. Все подтверждается документально и легко проверяется. Мы подконтрольны правоохранительным и фискальным органам, как и любое другое юридическое лицо, поэтому, странно слышать о нашей непрозрачности. Конечно, с учетом специфики деятельности РАО и отношения к интеллектуальным правам в российской ментальности, особой любви к нам многие пользователи не питают. Но даже при таком количестве недоброжелателей РАО все равно увеличивает сборы.
— На РАО подавали в суд?
— Крайне редко. Были ситуации, когда к нам обращались с исками с целью снизить размер авторского вознаграждения. Также были иски о признании наших договоров незаключенными. Некоторые пользователи считают, что в договоре мы должны прописать все произведения, на которые выдаем разрешение. Судите сами: одна радиостанция в сутки может использовать до 300 произведений, поэтому, рассуждая чисто логически, становится ясно: не может быть в законодательстве такого требования, чтобы расписывать все произведения.
При этом, несмотря на все претензии к нам, всегда есть определенная часть людей, которые ощущают себя гражданами правового государства. У некоторых организаций Екатеринбурга — я не имею в виду таких наших традиционных партнеров, как театры или цирки, а говорю о предприятиях общепита и сферы торговли — договорные отношения с РАО насчитывают уже более десяти лет.
Источник: rao.ru