Госдума 5-го созыва успела дать России Суд по интеллектуальным правам
Госдума сегодня, на последнем пленарном заседании в нынешнем составе, сразу во втором и третьем чтении проголосовала за законы о создании в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам, принятие которых неоднократно просил ускорить президент Дмитрий Медведев. Повестку дня перекраивали спешно: изначально этот вопрос в ней не значился, решение рассмотреть его было принято прямо на заседании.
Законопроекты, предусматривающие создание в России Суда по интеллектуальным правам, представлял сегодня депутатам первый зампред Комитета Государственной думы по законодательству Андрей Назаров. Он коротко рассказал о сути документов и отметил, что ко второму чтению к каждому из них поступило порядка 20 поправок, которые, по его словам, в основном носили технический характер. Он также подчеркнул, что у Правового управления Госдумы замечаний к документам нет.
Вопросов к документам у депутатов не возникло совсем, поэтому обсуждение вопроса о появлении в России нового специализированного суда заняло не более пяти минут.
Эти законопроекты — проект закона № 446365-5 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы „О судебной системе РФ“ и „Об арбитражных судах в РФ“ в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» и № 446381-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» — Высший Арбитражный Суд РФ внес в Госдуму в октябре прошлого года. В ВАС отмечали, что необходимость создания специализированного суда вызвана ростом количества споров, связанных с интеллектуальной собственностью. Однако к этой инициативе парламентарии отнеслись весьма прохладно, и документы пролежали без движения почти год. А летом 2011 года Правительство РФ прислало на них отрицательные отзывы. («Право.Ru» подробно рассказывало о замечаниях).
Медведев на критику этих документов отреагировал весьма жестко. «Идею [я] формулировал не ради того, чтобы правительство поупражнялось в юридическом остроумии», — сказал он и пригрозил внести соответствующий документ о создании Суда по интеллектуальным правам лично. После этого законопроекты в Думе пришли в движение. Профильный Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству дал положительный отзыв на документы, и парламентарии поддержали их в первом чтении.
Как оказалось, при подготовке документов ко второму чтению депутаты проигнорировали критику правительства, и суть законопроектов осталась без изменений ― внесены лишь небольшие коррективы.
Как и прежде, предполагается, что Суд по интеллектуальным правам будет рассматривать споры двух видов: дела о существовании права (установлении правообладателя) и дела о нарушении права. Для дел первой группы, в частности об оспаривании решений Роспатента, патентный суд станет судом первой инстанции, круг таких дел ко второму чтению расширился. К ним отнесены и дела об оспаривании решения антимонопольных органов, которые признали недобросовестной конкуренцией действия, связанные с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юрлица, товаров, работ, услуг и предприятий. Апелляция по делам первой категории не предусмотрена, кассационные жалобы будет рассматривать президиум нового суда — это положение осталось неизменным, хотя правительство указывало на необоснованность «передачи функций кассационной инстанции президиуму Суда по интеллектуальным правам». Проигнорированы и большинство других замечаний кабинета министров.
Для дел второй группы, в частности, споров о товарных знаках, суд по интеллектуальным правам должен стать кассационной инстанцией, а судами первой и второй инстанции по ним будут обычные арбитражные суды. Новый суд не будет заниматься разбирательствами по авторским и смежным правам, которые сейчас рассматриваются в судах общей юрисдикции. В этом отношении никаких изменений в документ не внесено.
Без изменений осталась и норма, согласно которой дела в первой инстанции патентный суд будет рассматривать коллегиальным составом судей. Ранее Правительство РФ возражало, ссылаясь на пункт 5 части 2 статьи 17 АПК, согласно которому коллегиальный порядок рассмотрения должен устанавливаться для дел особой сложности решением председателя судебного состава на основании мотивированного заявления судьи.
Стоит отметить, что ко второму чтению из законопроектов исчезла норма, согласно которой при выборе среди нескольких кандидатов на должность судьи, «предпочтение отдается кандидату, имеющему дополнительную специальность и обладающему квалификацией, соответствующей специализации суда». В предлагаемом варианте поправок в закон «О статусе судей в РФ» предлагается эти данные просто «учитывать».
В ходе работы над документом №446365-5 в нем также появилось уточнение, что общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов в РФ устанавливаемая в соответствии с пунктом 1 статьи 47 закона «Об арбитражных судах в РФ» на 2012 год, подлежит увеличению на 30 единиц судей и 120 единиц работников аппаратов арбитражных судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) одновременно с увеличением в установленном порядке ассигнований, выделяемых Высшему Арбитражному Суду РФ.
Сроки создания патентного суда скорректированы. Если ранее предусматривалось его появление с 1 января 2012 года, что уже нереально, то теперь, как предполагается, он начнет работу в феврале 2013 года.
Источник: http://pravo.ru