Бороться с пиратами в сети не выгодно
Сколько ни пытались бороться с электронным пиратством, не получается. Никто не знает, как победить процветающее воровство, нарушителей авторских прав, особенно в Интернете. В чем причина? Об этом обозреватель «РГ» беседует с главным редактором «Российского музыкального ежегодника», известным музыкальным экспертом Евгением Сафроновым.
Российская газета: Вышел очередной том «Российского музыкального ежегодника», скрупулезно исследующего состояние музыкальной индустрии в РФ, ее продюсеров, артистов, композиторов, звукорежиссеров, рекорд-компании. А заодно и главные проблемы, в том числе законодательные. Стал ли отечественный шоу-бизнес в 2011 году более качественным, научился ли противостоять пиратству, в первую очередь электронному?
Евгений Сафронов: Законодательство в нашей стране, по общему мнению экспертов, вполне соответствует мировому уровню. Однако этот самый мировой уровень не вполне соответствует современным реалиям (в первую очередь уровню глобализации и развития информационных технологий). А если добавить сюда особенности российской правоприменительной практики?! Работать на отечественную культуру все это будет весьма условно и формально (то бишь по отчетам — в норме, а на деле — никак).
С петровских времен всеми своими достижениями, авторитетом (я уж не говорю об огромном вкладе в мировую культуру) российская музыка была обязана хорошо продуманной и материально подкрепленной монаршей воле. То же самое и сейчас. В пиратстве на физических носителях остались в основном те, кто не может похвастаться высокими «крышами», именно их постоянно арестовывают «под камеру» и красиво уничтожают диски (хотя, замечу, пока никого не посадили почему-то).
А вот пиратство в Интернете составляет сейчас больше 99%, все люди посерьезнее — уже давно там. Руководители рекорд-компаний отказались от борьбы с пиратами в Интернете, чтобы не тратить бешеные деньги на адвокатов. Мол, бесполезно… В Европе и США битва с пиратами хоть и идет регулярно, но с переменным успехом. Впрочем, и там ни о какой победе речи не идет. Поскольку руководить борьбой с пиратством может и должно только государство. Но у него есть более важные задачи, и пока ничем подобным заниматься оно, скорее всего, не будет…
РГ: Прежде «Российский музыкальный ежегодник» предназначался в основном для профессионалов и людей шоу-бизнеса. Теперь вы постарались сделать его более массовым. Кажется, даже озаботились проблемой воспитания новых звезд, вместо тех «однодневок», которыми спонсоры заполнили радио и ТВ… Так накипело?
Сафронов: Согласен, что наша целевая аудитория стала значительно шире, но вовсе не потому, что мы продуманно выходим на новые сегменты аудитории. Все дело в том, что заметно увеличилось количество желающих войти в шоу-бизнес, занять в нем свое место, добиться успеха. Объясняется это просто: всем и каждому заметно снижение общего уровня нашей музыкальной сцены. На виду артисты, про которых практически каждый может воскликнуть: «Так ведь и я так смогу!»
Конечно, не каждый, — но многие! — предпринимают реальные попытки. Вот этим и объясняется резкое увеличение интереса среди начинающих артистов и продюсеров к нашему изданию. Хорошо ли это? Думаю, да — ведь тогда начинающие артисты и продюсеры начинают именно с книги (а не, скажем, с постели).
РГ: Можно ли рассматривать ваши исследования и как пособие для того, чтобы стать личностью в России или хотя бы звездой эстрады?
Сафронов: В новом выпуске есть большая статья Алексея Мажаева «Как стать звездой», основанная на реальном опыте. Но если банально и тупо следовать рецептам, даже написанным лучшими специалистами отрасли, то крах гарантирован. Желающим добиться бешеной популярности я всегда напоминаю о том, что музыкальная индустрия — это не торговля нефтью, где все (даже кризисы) максимально просчитываемо. А в шоу-бизнесе огромные вложения могут принести в результате одни убытки, а себестоимость шедевра, приносящего миллионы, составит 3 копейки. Ведь главное, о чем забывают многие, — успех является результатом не вложений или удачного знакомства, а огромного труда.
Все, кто добился успеха в нашей стране, — это не только талантливые артисты. Это труженики, аналитики, они умеют считать, изучать данные, строить стратегию… Именно такие, и так действовали Юрий Антонов, Александр Градский, Земфира…
РГ: А сегодня на виду масса артистов невыдающихся, похожих друг на друга. Чаще — блондинки… Самобытные и качественные появляются все реже — почему?
Сафронов: Новые технологии и пиратство просто подкосили отечественную музыкальную индустрию под корень, а результатом этого стало то, что из десятков и сотен миллиардов рублей, которые граждане России платят за музыку, до ее создателей доходят жалкие крохи, большая часть оседает в карманах совсем других людей. Талантливых музыкантов и композиторов в России множество, но они предоставлены самим себе, их интересы никто не защищает. Люди, которые могли бы чувствовать себя гордостью страны, испытывают дискомфорт, не находят себе применения и, как следствие, уходят в другие отрасли, уезжают за рубеж.
Как всегда и везде — в России людям тоже нужны зрелища и развлечения. Слава богу, народ имеет возможность платить за музыку (не на уровне развитых стран, но Мексику мы почти догнали). Поэтому еще могут существовать артисты и композиторы. И они делают свою работу: все, что от них зависит. Не их вина в том, что нашей музыки в стране становится меньше, а зарубежной больше (хотя всегда было наоборот!).
РГ: И все-таки что же ждет шоу-бизнес, в случае если не победить электронное пиратство?
Сафронов: В музыкальной отрасли работают люди, которые не представляют себе другой жизни. Они будут работать, как и прежде, создавать музыку и доносить ее до слушателя. А их будут продолжать грабить и мешать работать.